Ахмад Ваэзи. Что такое Вилаят аль-Факих? Ч. 1.

Ахмад Ваэзи. Что такое Вилаят аль-Факих? Ч. 1.

Ахмад Ваэзи (род. 1963) – иранский философ, ученый и священнослужитель, который руководит отделом исламской пропаганды в Куме. В 2001 году он переехал в Великобританию, чтобы преподавать в Кембриджском университете, а также в Исламском колледже и Лондонской богословской семинарии (хоузе-йе эльмийе). Основным направлением его интересов являются исламская философия и политическая теория шиизма. В своей монографии «Шиитская политическая мысль» он анализирует исторические и религиозно-правовые истоки концепции вилаят аль-факих, которая лежит в основе политического строя Исламской Республики Иран. Поскольку теория вилаят аль-факих возникла из имамата, который является краеугольным камнем шиизма, данную политическую доктрину необходимо понимать в контексте именно этой концепции лидерства. Автор считает, что мы можем лучше понять и оценить доктрину вилаят аль-факих, если сравним ее с традиционной политической теорией суннитских факихов – доктриной халифата.
 

Доктрина вилайят аль-факих образует центральную ось современной шиитской политической мысли. Он выступает за политическую систему, основанную на опеке, которая опирается на справедливого и способного факиха, готового взять на себя руководство правительством в отсутствие непогрешимого имама. Однако, хотя опекунство высокопоставленного религиозного ученого является общепринятым в рамках всех шиитских теорий правления, все разногласия сводятся к обсуждению таких деталей, как роль факиха и объем его полномочий.

Поскольку теория вилаят аль-факих возникла из имамата, который является краеугольным камнем шиизма, данную политическую доктрину необходимо понимать в контексте именно этой концепции лидерства. Сравнивая ее с традиционной политической теорией суннитских факихов – доктриной халифата – и характеризуя ее основные черты, мы сможем лучше понять и оценить доктрину вилаят аль-факих.

Чтобы преодолеть двусмысленные моменты, связанные с отношениями между вилаят аль-факих и положением исламского правоведа как источника руководства и подражания (марджаа ат-таклид), необходимо обсудить различные аспекты опеки (вилайя) в отсутствие непогрешимого Имама. Также для того, чтобы ответить тем, кто полагает, что эта доктрина является совершенно новым тезисом, который только недавно появился в шиитском фикхе, и утверждает, что она противоречит традиционной позиции ученых и правоведов, жизненно важно кратко объяснить исторические предпосылки вилаят аль-факих среди ученых такой шиитской школы исламской мысли, как имамиты.

Подробнее читайте на сайте Iran1979.ru

İran1979 / Giperssilka