Иран отмечает международный день памяти Абулькасима Фирдоуси

Сегодня в Иране отмечают Международный день памяти Хакима Абулькасима Фирдоуси, величайшего в истории Ирана автора историко-эпической поэмы «Шахнаме», заслужившей бессмертие.

Иран отмечает международный день памяти Абулькасима Фирдоуси

Ежегодно 15 мая в Тегеране, Мешхеде, Тусе и многих других городах Ирана проходят конференции, научные семинары и культурно-просветительские мероприятия по случаю Дня памяти Хакима Абулькасима Фирдоуси (р. 934 – ум. 1025 гг.), включенного по решению ЮНЕСКО в международный календарь знаменательных дат.

С момента создания "Шахнаме" прошло более тысячи лет, однако и до сих пор рассказы этого эпоса имеют огромную популярность среди иранцев. Всё еще стены традиционных иранских кафетерий украшены изумительными рисунками и фрагментами из "Шахнамы". Каждый вечер старый рассказчик своим повествованием о приключениях Сияваша и героических поступках Сухраба вновь и вновь уводит слушателей в мир легендарных подвигов.

1080 лет тому назад в семье разорившегося аристократа-землевладельца в селении Бадж близ города Туса, бывшей столицы древнего княжества Хорасана, родился великий поэт Востока Абулькасим Фирдоуси. Уже во время многолетней службы в армии Фирдоуси начал интересоваться жизнью народа, его бытом, историей, собирал и изучал народные предания, легенды, писал стихи.

Данных о жизни поэта сохранилось крайне мало. В 976 году Фирдоуси начал работать над огромной эпопеей «Шахнама», ставшей одним их самых выдающихся памятников мировой культуры, "жемчужиной" восточной поэзии. По его собственному выражению, Фирдоуси посвятил своему труду 30-35 лет жизни, в результате было создано около 60 тысяч бейтов (двустиший). Поэмы «Шахнамы» сразу же начали пользоваться огромной популярностью в народе.

Изучая предания, мифы, легенды народов Средней Азии, Фирдоуси решил на эпическом полотне как бы сконцентрировать четырехтысячную историю народа, его культуру. Эпопею условно принято делить на три части: мифическую, героическую, историческую.

В первой части использованы в переработанном виде древние мифы, во вторую часть включены сказания о богатырях, третья посвящена хронике событий. Как писал Гёте, «Фирдоуси предпринял изложение всех общественных и государственных событий прошлого, легендарных и исторических».

Хотя эпопея носит название «Шахнама – Книга царей» и композиционно делится на 50 так называемых царствований («падишахи»), основной ее идеей является возвеличивание любимой родины, силы и мощи простого народа, его настоящих героев. Вся эпопея пронизана симпатией к людям труда, и в первую очередь – к крестьянам.

Эти симпатии и гуманизм Фирдоуси особенно ярко выражены в лирических отступлениях, прославляющих человека, его разум, храбрость, честность. В эпопее звучит протест против деспотизма, гнета и несправедливых войн. Фирдоуси призывает правителей заботиться о простых людях, не облагать их непосильными податями при стихийных бедствиях, защищать от произвола чиновников.

«Шахнаме» – это обширная, многогранная стихотворная эпопея. Поэма состоит из описания пятидесяти царствований, начиная от царей легендарных и заканчивая личностями историческими. Книги о царствованиях и включенные в них поэмы имеют своеобразную форму с обязательным началом и концовкой, не повторяющимися буквально, а даны в различных вариантах в зависимости от фабулы.

Вся эпопея Хакима Фирдоуси пронизана одной, главной философской идеей – это борьба против зла. Главная мысль в «Шахнаме» – это прославление родной страны, восторженный гимн Ирану. Богатыри и витязи в «Шахнаме» беззаветно преданы отчизне.

«Шахнама» отражает борьбу народа против иноземного господства, за государственную и культурную независимость, и сама вдохновляет на эту борьбу все новые и новые поколения.

Рустам – главный персонаж «Шахнамы». В его образе автор воплотил свои представления об идеальном герое. Рустам наделен богатырской силой, он способен свергнуть любого шаха, он сильнее властелина, хотя эта сила представлена в физическом превосходстве, он за шестьсот долгих лет жизни многих пережил из них.

Рустам в «Шахнаме» - не безмолвный раб, а самостоятельная личность, наделенная чувством собственного достоинства, сознающая свою силу и мощь. Он мужественен, необычайно силен, добродушен, гуманен, способен на самоотверженную любовь и преданную дружбу. Рустам является идеальным героем в народном сознании персов, выражает народность поэмы, стремление к свободе и равенству.

Не будет преувеличением сказать, что в «Шахнаме» в великолепной художественной форме отразились единство и связь противоположностей. В этом эпосе причудливо переплелись в извечной борьбе такие полярные понятия, как слава и позор, любовь и ненависть, свет и тьма, дружба и вражда, чернота и белизна, благородство и низость, смерть и жизнь, победа и поражение, уродство и красота.

Однако в соответствии с мировоззрением поэта, его верой в светлое начало, во все позитивное, в Единого Бога в эпосе Хакима Фирдоуси эта борьба заканчивается победой любви, света, чистоты, добра и красоты. Именно монотеистический взгляд, познание Единого Бога, с которыми непосредственно связана жизнь поэта, атмосфера исламской культуры пронизывают все легенды и мифы, исторические события, описанные в «Шахнаме».

Свое великое творение Хаким Абулькасим Фирдоуси создал на исконном персидском языке, используя все его изумительные обороты, искусно вплетая в стихотворную канву захватывающего повествования "жемчужины" родной речи.

При этом он мастерски передает глубокое содержание, создав изумительное полотно эпической поэмы, создав в ней картину, полную контрастов и гипербол, в которой соединились в эстетически великолепной форме дух иранской истории с исламской мистикой, наполненной идеями единобожия.

Великий поэт, закончив «Шахнаму», преподнес свой многолетний труд правящему в то время султану Махмуду Газневидскому. Но правитель отрицательно отнесся к эпопее, содержание которой противоречило его деспотической политике. За огромный труд поэт не только не получил вознаграждения, но и подвергся преследованиям, и ему пришлось бежать из родной страны. По преданию, Фирдоуси выступил с обличительной сатирой на султана Махмуда.

Все свершится, как предрешено,

Что от рожденья нам судьбой дано.

Под крыльями судьбины роковыми

И зрячие становятся слепыми.

Шахнаме не только обладает большим литературным и художественным богатством, а также глубокими моральными, человеческими и духовными качествами, но и считается уникальным произведением в изобразительном и драматическом аспектах, таких как написание трагедий и сочинение историй. Сочинение историй, создание персонажа, написание диалогов, составление событий, создание атмосферы истории, написание введения, декорация и иллюстрация, точность использования цветов и звуков и умение описания и визуализации, другие художественные аспекты имеют важные моменты для художников, актеров, режиссеров, писателей и других художников и деятелей разных отраслей искусства.

Молодой иранский художник Ашкан Рахгозар после успешного опыта в создании нескольких коротких анимаций, на этот раз создал работу в другом стиле, создав кино "Последняя фантастика", которое представляет один из рассказов "Шахнаме" Фирдоуси.

Это - свободная интерпретация истории о Заххаке в "Шахнаме". В эпоху, когда тень Дьявола доминировала над землями, Джамшид с армией, в состав которой вошли его союзники, противостоял войскам Дьявола. С Божьей помощью Джамшид побеждает Дьявола и сидится на царский трон. Он гордится победой, но со временем остается один, его захватывает жадность и ненасытное безумие, и его дочь Шахрзада остается одинокой. Джамшид с армией своих самых смелых солдат отправляется на охоту Дьявола на северные земли и навсегда не возвращается. Мардас-шах* умирает, и его единственный сын, который был наследником Заххака, садится на трон Джамшида от имени своего отца, но, увы, его существование является частью тьмы. Темный мир Заххака доминирует над городом и омрачает мир.

Заххак обменялся поцелуем с дьяволом, и после этого поцелуя у него над лопатками выросли две змеи, которых регулярно следовало кормить человеческим мозгом. Он приказывает удвоить налог, и если люди не в силах оплачивать его, они должны отправить своих юношей на работу во дворец. Когда он приказывает солдатам приносить детей во дворец, чтобы кормить змей человеческим мозгом, распространяются протесты. Каве Ахангар является лидером акций протеста и с помощью своего сына Роузбеха и других людей планирует восстать против короля.

Фильм "Последняя фантастика" обладает уникальными особенностями в плане повествования и режиссуры, использования звука и музыки в составе драмы. Заххак  в произведении представлен в уродливом и плохом образе. Однако, в этом фильме Заххак не такой, он постепенно входит в тьму. Это - серый персонаж, который, как раз, является красивым молодым человеком, и вызывающем симпатию у многих людей, но сделав неправильный выбор и подход в жизни, становится Заххаком, обладающим всеми характеристиками монстра.

Эпическое сражение в начале анимации "Последняя фантастика" в разгар войны между людьми и змеями обещает эпическое приключенческое произведение. К счастью, этот ритм остается до конца анимации. Сохранение ритма на протяжении всего времени анимации является одной из самых сложных факторов, с которым справился сценарист. Несмотря на относительно длинную аннимационную историю, зритель редко чувствует себя уставшим.

"Последняя фантастика" - это первый опыт озвучивания (дублёрства) в Иране. Профессиональный и стандартный шаг в анимации, который осуществляется во всем мире с использованием известных актеров и художников для озвучивания, оказывает положительный эффект на сборах и привлечении аудитории. Дублёры анимации "Последняя фантастика"  - все звезды иранского кино. Помимо песен, музыка анимации также эпична и очень гармонирует с атмосферой сюжета.

История о Джамшиде и Заххаке представляна во многих книгах, в том числе в "Шахнаме". Автор и режиссер, вдохновляясь этими мифами, создали работу из разных рассказов "Шахнаме" и таких книг, как "Бундахишн"**.

Полнометражная анимация привлекла внимание многих престижных фестивалей и крупных компаний мира и завоевала множество наград на международных мероприятиях.

 

* Мардаc-шах из Дашт-э Нейзеваран имел арабское происхождение. Его территория была расположена на сегодняшней территории Сирии. Мардас-шах властвовал в эпоху власти Джамшида в Иране.

** Бундахишн или Бондахеш, что в переводе означает "Первичное творение", - это название книги, которая написана на языке Пахлави и была составлена в третьем веке лунной хиджры (в девятом веке по Григорианского календаря).

 

Giperssilka.ru со ссылкой на Parstoday