Хафизы Корана в древности и в наши дни

Хафизом (множественное число хуффаз) называют человека, который выучил наизусть весь Коран. Это слово происходит от арабского корня хифз «защищать, запоминать» и встречается во многих аятах Корана, в том числе и как атрибут Аллаха, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.

Хафизы Корана в древности и в наши дни

Посланник Аллаха (мир ему) поощрял заучивание наизусть Корана. Известно много хадисов на эту тему. Согласно одному из самых известных из них, «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других». Поэтому уже с самой ранней эпохи появились люди, который заучивали все ниспосылающиеся аяты.

После смерти Посланника Аллаха (мир ему) хафизы из числа сподвижников обучали Корану учеников, которые передавали свои стили чтения (кираат) следующим поколениям в таких центрах исламского мира, как Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Египет. Во многих частях исламского мира заучивание Корана начиналось в раннем детстве.

 

Хотя первые мусхафы были в основном подготовлены с целью предотвращения искажения Корана, Абу Бакр Ибн аль-Араби отмечает, что аспекты его декламации сохранялись путем устной передачи, а к мусхафам обращались только в случае, если между чтецами Корана возникали разногласия. Ибн аль-Джазари, указывая на эту же проблему, писал: «Позже при передаче Корана стали полагаться на сохранение в сердцах и умвх (заучивание наизусть), а не на сохранение мусхафов и книг. Это самая ценная из особенностей, дарованных Всемогущим Аллахом этой (мусульманской) общине».

Хафиз с болезнью Альцгеймера забыл все, кроме Корана.

В первые века хиджры заучивание Корана и его изучение происходило, в основном, в мечетях, но некоторые учителя использовали свои дома как школы. Например, в доме Абу Исхака ат-Табари собирались мусульмане, изучавшие Коран и хадисы.

Среди хафизов было немало и женщин. Как сообщал Ибн аль-Джаузи в «аль-Алькабе», у жены Харуна ар-Рашида Зубайды было 300 невольниц, знавших Коран наизусть, и в ее дворце от их голосов стоял шум «подобный гудению пчелиного улья». Эвлия Челеби (1611-1682) писал, что число хафизов в Стамбуле, достигало 9000, и 3000 из них были женщинами.

 

В Андалусии для обучения Корану выделялись определенные мечети. Андалусский ученый Абу Бакр Ибн аль-Араби писал, что здесь действовала очень успешная система образования. Обучение начиналось с письма, математики и грамматики, затем учитель Корана начинал учить детей слову Аллаха устно, и они выучивали аяты и суры наизусть в соответствии со своими способностями. Те, кто становились хафизами, по желанию могли продолжить дальше религиозное образование, изучая фикх и хадисы.

Наряду с мечетями и дар аль-курра, подготовка хафизов в последующие века продолжалась в медресе, заведениях, именуемых дар аль-хуффаз и дар аль-хадис, в рибатах и при гробницах, в том числе и тех, которые, предположительно, принадлежали пророкам. Также богатые люди, надеясь получить пользу от того, что рядом с их могилой будет проходить обучение Корану, нередко специально строили свои гробницы таким образом, чтобы при них было удобно организовать подготовку хафизов.

Учителей кираата называли шай аль-кираа, а их обязанности – машихат аль-кираа, машихат аль-икра, риясат аль-икра. Также их именовали по той местности, где они проживали, например, кари ахл-и Макка или мукри-и Куфа.

Фатих Сеферагич: молодой хафиз со славянским лицом стал звездой соцсетей.

Учителя, обучавшие хафизов, разработали свои методы. Для заучивания давались по пять или десять аятов, и только после того, как ученик хорошенько запомнил их, переходили к следующим. Некоторым учителям из-за большого количества обучающихся приходилось на уроках слушать нескольких учеников одновременно. Некоторые делали это даже на прогулке. Про шейха кираата Дамаска Али ибн Мухаммада ас-Сахави рассказывали, что он слушал двух или трех учеников одновременно по пути в Джабаль.

Бурные события XX века оказали свое влияние на подготовку хафизов Корана в исламском мире.

В 1924 г. после создания Республики в Турции был принят закон об унификации обучения – Тевхид Тедрисат Кануну. Согласно ему, все учебные заведение переходили в ведение Министерства образования, а сама система образования объявлялась светской. Усилиями Рифата Бёрекчи, главы Управления по делам религии того времени, курсы Корана были исключены из этого закона, но им не уделялось особого внимания – в 1923-1933 гг. по всей стране было всего 9 таких курсов. Смягчение отношения к религии со стороны властей в последние десятилетия сказалось и на подготовке хафизов. В 1991 г. количество курсов Корана превысило 5000. Как и в других странах, таких как Малайзия, Саудовская Аравия, в Турции с 1983 года проводятся конкурсы хафизов.

Со времен Османской империи на Балканах готовили хафизов, и рядом с большинством мечетей действовали школы, называемые медресе хафизов или дар аль-курра. После Первой мировой войны и особенно после установления власти коммунистов эта деятельность практически прекратилась, особенно в Албании, Черногории, Косово, Санджаке и Болгарии. С другой стороны, Скопье и окружающий его регион даже в самых тяжелых условиях сохраняли оставшуюся со времен османов традицию подготовки хафизов, удовлетворяя потребности других балканских стран. Вплоть до недавнего времени Скопье, Тетово и Гостивар называли в числе городов, где готовилось больше всего хафизов. В Боснии и Герцеговине это касается Сараево, Мостара и Зеницы.

“Виктория и Абдул”: как хафиз Корана оказался при дворе британской королевы?

В 1983 г. в Египте под председательством известного хафиза Абдуль-Басита Мухаммада Абдус-Самада была создана ассоциация «Никабату мухаффизи ва курраи аль-Курани аль-Карим». Если на первых порах число ее членов было 300, то к 1996 г. достигло 4000. Помимо руководства школами хафизов, ассоциация определяет кандидатов, которые будут принимать участие в официальных религиозных церемониях, проводимых в мечетях, на радио и телевидении в стране и за рубежом, и выдает сертификаты тем, кто сдает экзамен. Обучение хафизов в Египте осуществляется в различных находящихся под управлением Министерства вакфов и аль-Азхара государственных и частных учреждениях, число которых достигает 50000.

В Индии суфийские школы, внесшие огромный вклад в исламизацию региона, также придавали большое значение преподаванию Корана. В частности, благодаря деятельности тариката чиштия в XIII в. количество хафизов в Индии резко возросло по сравнению с другими исламскими странами. Хотя преподавание Корана на какое-то время замедлилось, оно снова набрало обороты во времена знаменитого алима Шаха Валиуллаха (1703-1962) и его сыновей. Основатели Дар уль-Улюм Деобанд, ставшего одним из крупнейших религиозных и академических центров исламского мира, и ученые, получившие там образование, уделяли большое внимание обучению Корану. Сегодня из школ, принадлежащих Деобанду, каждый год выпускаются сотни хафизов.

 

В Пакистане, получившем независимость в 1947 году, преподавание Корана происходит в медресе, число которых сегодня превышает 3000. В них имеются специальные отделения для хафизов. По некоторым оценкам, общее количество хафизов в Пакистане составляет более 30 000 человек.

В трудах исламских ученых приводятся правила, которые следует соблюдать при чтении Корана и его заучивании наизусть. Например, читать Коран надо, соблюдая установленный для этого этикет (адаб), с трепетом, соблюдать правила чтения, такие как таджвид и тартиль, не забывать выученное наизусть, пытаться понять смысл аятов и заложенную в них мудрость, следовать повелениям и запретам Корана, очистить сердце от дурных качеств, таких как ненависть и лицемерие, которые не соответствуют морали Корана. Также не следует забывать, что заучивание Корана наизусть не должно становиться инструментом для получения мирской выгоды.

 

Islamosfera / Giperssilka