Путь революционера: аятолла Мохаммад-Таки Месбах Язди

Путь революционера: аятолла Мохаммад-Таки Месбах Язди
Аятолла Месбах Язди 

40 дней со дня смерти аятоллы Месбаха Язди совпали с десятью днями «Фаджр», в рамках которых празднуется 42-я годовщина победы Исламской Революции в Иране. Все мы знаем покойного ученого как великого философа, правоведа, мистика, главу научных и образовательных учреждений, но мало кто знает о его революционной деятельности и роли в победе Исламской Революции.

Неслучайно Великий Лидер Исламской революции аятолла Хаменеи в своём послании в связи с кончиной аятоллы Мохаммада Таки Месбаха Язди отмечает его как революционера. В своем послании он говорит:

«Его заслуги в области генерирования религиозных идей, написания освещающих путь книг, воспитании выдающихся и влиятельных учеников, революционного присутствия на всех аренах, где чувствовалась необходимость в этом присутствии, по истине и по совести являются уникальными».

Обратите внимание на слова:

«в области произведения религиозных идей»,

«революционного присутствия на всех аренах».

Это свидетельствует о важной роли аятоллы Месбаха Язди в революционном движении.

Аятоллу Мохаммада Таки Месбаха Язди можно считать одним из самых активных богословов, участвовавших в движении имама Хомейни. Его революционная деятельность приобрела политический характер, начиная с публикаций в журналах «Бесат» и «Месть», а в середине этого десятилетия вышла на новый уровень, вызвав подозрения у САВАК и спецслужб. Аятолла Месбах Язди был арестован и допрошен сотрудниками разведки. Но, несмотря на особую «заботу» САВАКа и чуткое отношение к нему со стороны режима, деятельность аятоллы никогда не прекращалась. Таким образом, в годы пика движения имама Хомейни и в дни, предшествовавшие Исламской Революции, мы наблюдаем рост революционной активности аятоллы Месбаха и его живое присутствие в Исламском движении.

Среди эффективных политических действий аятоллы Месбаха в борьбе против режима Пехлеви – сотрудничество в издании журнала «Бесат» и выпуск журнала «Месть». В то время эти две публикации были очень конструктивными и многообещающими. Они сыграли неоценимую роль в борьбе Исламской Революции.

Первый номер журнала «Бесат» вышел в свет в качестве внутреннего журнала семинарии Кума в декабре 1943 года, и аятолла Месбах Язди был одним из авторов, писавших для этого журнала. «После того, как они привезли имама Хомейни в Тегеран, и он некоторое время находился под наблюдением и в заключении. Мы думали о том, чтобы попытаться предоставить средства для воспроизведения и публикации», - сказал он о том, как он работал с “Бесатом”. «Эти люди были первыми, кто организовал издание под названием “Бесат”. Мы также сотрудничали с ними…Иногда мы писали статьи и порой помогали в ее распространении».

Журнал «Месть» («Интикам») был основан аятоллой Месбахом Язди. Это было второе секретное издание студентов семинарии, выходившее под эпиграфом коранического аята «Дорогой Бог, преподобный». Было выпущено в свет восемь номеров этого журнала. Аят «Я – мститель преступникам» стал девизом журнала «Месть» и тиражировался на первых страницах этого журнала.

Ходжат аль-Ислам Хосровшахи говорит о роли аятоллы Месбаха Язди в работе над журналом «Месть»: «Материалы журнала готовились и оформлялись, отпечатывались и распространялись аятоллой Мохаммадом Таки Месбахом Язди. Его содержание было практически аналогично контенту журнала “Бесат”, но этот новый журнал был немного более радикальным. Фактически профессор выполнял всю работу для этого журнала – от подготовки и написания статей, новостей, набора текстов до печати тиража и распространения его самостоятельно».

Журнал «Месть», название которого отражало ненависть к репрессивному режиму, сыграл важную роль в революционном пробуждении народа Ирана. Аятолла Масуди Хомейни так говорит о влиянии этого журнала на революционную борьбу:

«Содержание журнала было настолько революционным и острым, что даже сейчас, когда его читаешь, приходится вздрагивать».

 

«Я помню, что аятолла Месбах написал статью о конголезском диктаторе Мусе Чамбехе, в которой сравнил с ним Мохаммеда Резу Пехлеви», - сказал он, имея в виду критические статьи аятоллы Месбаха против диктатуры шахского режима…Очевидно, что эта публикация была направлена на разъяснение исламских идей и разъяснение способов борьбы с иностранным колониализмом и внутренней тиранией».

В начале 1343 года по иранскому календарю группа ученых и преподавателей семинарии Кума, желая активизировать политическую борьбу, сформировала секретную группу, названную «тайным обществом одиннадцати человек». Члены этой группы под предлогом реформирования избирательного законодательства пытались создать центр по борьбе с печально известным режимом Пехлеви.

Аятолла Месбах Язди был одним из членов этого секретного комитета. Согласно уставу группы, он руководил отделом пропаганды «секретной группы из 11 человек». В него входили аятоллы Ибрахим АминиАхмад Азари КумиАли КуддусиМехди Хаери ТехраниАли Акбар Хашеми РафсанджаниХосейн Али Монтазерисейиды Али и Мохаммад Хаменеи.

Согласно 63 положениям Устава группы, написанным с согласия ее членов самим аятоллой Месбахом Язди, отдел пропаганды, который возглавлял сам аятолла Месбах, должен был играть важную роль в формировании позиции в различных средствах массовой информации – радио, газетах и т.д.

В месяце бахман группа ученых из семинарии Кума, в которую входили в том числе и аятолла ХаменеиХашеми РафсанджаниАли ДаваниИбрахим Амини, написала открытое письмо тогдашнему премьер-министру Амиру Аббасу Ховейде, указывая на сложившиеся в стране неблагоприятные условия. Это письмо подписал также аятолла Месбах Язди.

«К сожалению, в последние годы в нашей религиозной стране были предприняты действия в обход исламского права и конституции, что вызвало неудобства для широкой публики...Удушение свобод, ограничения, цензура, преследования, с одной стороны. С другой стороны, обвал экономики и ужасающий рост цен растоптали наш народ, и, если кто-то будет жаловаться на текущую ситуацию, его ждет тюремная камера, а затем армейская прокуратура сделают без того удручающее положение этого человека непрогляднее».

Кроме того, есть другие декларации, письма и заявления, подписанные аятоллой Месбахом против режима Пехлеви и в поддержку имама Хомейни и революции:

- Письмо протеста от Фазла и учителей семинарии Кума в кабинет министров по поводу ареста имама Хомейни (да будет доволен им Всевышний);

- Письмо в знак протеста против депортации имама Хомейни;

- Коллективное письмо профессоров семинарии Кума Ховейде, осуждающее нападение агентов режима Пехлеви на святыню – мавзолей Фатимы аль-Маасумы (мир ей);

- Письмо профессоров Кума имаму Хомейни;

- Заявление профессоров и ученых о кровавой трагедии в Куме;

- Заявление о массовом убийстве в Язде;

- Декларация о плачевном положении в Иране;

- Коллективное письмо профессоров семинарии Кума президенту Франции в поддержку имама Хомейни.

В годы, предшествующие Исламской Революции, как и в предыдущие годы, мы являемся свидетелями революционной деятельности аятоллы Месбаха Язди. Например, в одном из докладов САВАК о революционной борьбе аятоллы Месбаха Язди упоминается «отправку прокламации из Кума в Тегеран»:

«Недавно человек по имени Месбах, который ранее был директором школы Хаккани, отправил шесть листовок, подписанных иранскими воинствующими священнослужителями, своему другу в Тегеране, с просьбой отпечатать и распространить там эти листовки».

Этот документ рассказывает о революционной борьбе аятоллы Месбаха Язди в разгар Исламской Революции. После того же сообщения САВАК приказал «принять меры для идентификации Месбаха, а также для сбора информации о его деятельности и политических наклонностей, а также для достижения результата». Таким образом, САВАК непрестанно преследовал аятоллу Месбаха и не спускал глаза с его деятельности.

Затем мы вновь видим, как аятолла Месбах сопровождает воинствующих и революционных улемов: в период расцвета движения имама Хомейни он вместе с другими богословами боролся против репрессивного режима Пехлеви.

Аятолла Садуки пригласил жителей Язда на государственный праздник. Во время собрания в Большой мечети Язда в своей речи он призвал к возвращению имама Хомейни из изгнания и к свержению режима Мохаммеда Резы Пехлеви.

В конце церемонии люди вышли на улицы и устроили демонстрации против режима, во время которых агенты шахских спецслужб пролили кровь протестующих. После этих драматических событий улемы и ученые Кума решительно осудили эти акты насилия в своем коллективном послании. В этом письме имя аятоллы Месбаха Язди соседствует рядом с именами мученика Муртазы Мутахари и аятоллы Али Мешкини. В этом письме улемы осудили бойню, призвав народ к упорству и продолжению борьбы.

После победы Революции аятолла Мохаммад Таки Месбах Язди провел большую часть своей жизни, обучая и проводя исследования в области исламской идеологии. Труды «Преподавание философии»«Этика в Коране» и «Политическая теория Ислама» – в числе его известных работ.

Аятолла был членом Ассамблеи экспертов и Общества преподавателей семинарии Кума. Он также основал Институт «Бакир аль-Улюм», а затем Образовательный и научно-исследовательский институт имама Хомейни в Куме, которым он руководил всю оставшуюся жизнь.

Он начал свою научно-академическую деятельность до Исламской революции, когда он впервые основал Институт «Дар-Рохе-Хакк» (дословно «На пути к истине») в 1964 году.

Аятолла Месбах приложил огромные усилия, чтобы идеи Исламской Революции обрели должное внимание и престиж в мире – и его беседы с западными мыслителями очень помогли в этом отношении. Он работал в различных областях, включая коранические науки, марксистскую критику, исследования отношений между наукой и религией и феномена культурного вторжения, исламскую этику, философию и религиоведения.

Нам важно хранить научное наследие этого великого ученого, чтобы идеалы Исламской Революции дальше продолжали распространяться по всему миру.

Алекбер Гасымов

 

Mihwar / Giperssilka